Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Ленинского района г. Минска

Государственное учреждение образования
«Средняя школа №17 г. Минска»

Профориентация

Цель профессиональной ориентации учащихся  рассматривается в общей связи с более широкими целями и задачами трудовой подготовки школьников. Цель трудовой подготовки определена следующим образом:

  • сформировать у школьников готовность к общественно-полезному, производительному труду, т.е. выработать совокупность качеств и свойств, обуславливающих потребность и возможность успешно трудиться с пользой для общества и удовлетворением для себя;
  • это формирование чувства общественного долга, трудолюбия, сознательного и добросовестного отношения к труду, коллективизма, организованности, дисциплинированности.

Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение - сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их назначении в развитии экономики, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.

Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия, оплата по окладу, оплата  по конечным результатам труда  и т. д.

Задача по ознакомлению учащихся с современными профессиями, информированию их о потребностях рынка труда поставлена и в Основных направлениях реформы общеобразовательной школы.

На этой странице можно получить информацию о наиболее востребованных и популярных профессиях, о самых рейтинговых  учебных заведениях, о правилах и возможных ошибках при выборе профессии и много другой полезной информации для будущих абитуриентов.

Где можно получить информацию о профессиях?

  1. Республиканский центр профориентационной помощи молодежи: пр. Независимости, 46 , телефон: 293-79-48 rcpom.edu.by
  2. Центр информации о профессиях: ул. Брилевская,3, телефон: 213 29 54

Где можно найти информацию по трудоустройству, о профессиях, востребованных на рынке труда, о свободных вакансиях, и др.?

  1. Ленинское отделение занятости населения: пр. Рокоссовского, 49
  2. Информационный центр: ул. Я.Коласа, 69

Принципы,  которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию

Принцип сознательности

Правильно выбрать профессию может человек, чётко осознавший:

  • что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
  • что он есть (знающий свои личностные и физические способности);
  • что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
  • что от него потребует работа и трудовой коллектив.

Принцип соответствия

Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

Принцип активности

Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи с со специалистами, посещение учебных заведений в Дни открытых дверей, самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

Принцип развития

Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это – психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

Ошибки и затруднения при выборе профессии

  • незнание правил выбора профессии;
  • выбор профессии за компанию;
  • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • ориентация сразу на профессию высокой квалификации;
  • неумение определить путь получения профессии;
  • незнание самого себя;
  • незнание или недооценка своих физических особенностей;
  • незнание или недооценка своих психологических особенностей;
  • неумение соотнести свои способности с требованиями профессии;
  • незнание мира профессий;
  • увлечение только внешней стороной профессии;
  • предубеждение в отношении престижности профессии;
  • незнание требований профессии к человеку;
  • устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.