Учитель первой категории Жданович Наталья Николаевна
Тема: Обмен веществ. Витамины
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: усвоение знаний учащимися о важности витаминов в жизни человека, их роли в обмене веществ; раскрыть значение основных витаминов; описать основные авитаминозы.
Форма организации деятельности: групповая.
Организация урока: класс разделён на 4 группы. На столах стоят таблички А, В, С, D, карточки.
На доске записан план урока:
- История открытия витаминов.
- Химическая природа витаминов.
- Содержание витаминов в продуктах питания.
- Роль витаминов в обмене веществ.
- Способы сохранения витаминов.
- Гиповитаминозы.
I. Учитель:
В течение года мы изучали строение человеческого организма, его функции, знакомились с гигиеническими навыками, учились грамотно оказывать первую помощь. Сегодня вы узнаете о средствах, которые помогают сохранить здоровье и бороться с болезнями, а этими средствами являются витамины. Основная задача нашего урока состоит в том, чтобы ответить на вопрос: «Почему витамины – обязательная часть пищи?». Людям издавна было известно, что отсутствие некоторых продуктов рационе может быть причиной тяжелых заболеваний.
Доклад ученика «Причины болезни были неизвестны».
Учитель: причины заболеваний, связанных с неполноценным питанием первым открыл в 1880г русский ученый Н. И. Лунин.
Доклад ученика: «Опыты Н. И. Лунина».
Учитель: Что же такое витамины?
· Витамины – низкомолекулярные органические соединения, различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме. Они не образуются в организме человека или образуются в малых количествах. Синтезируются витамины в растениях, поэтому основными источниками витаминов являются фрукты и овощи. Некоторые витамины синтезируются в животных организмах. Действуют витамины на обмен веществ самостоятельно или в составе ферментов.
Витамины | |
Водорастворимые | Жирорастворммые |
В, С | А, Е, Д, К |
II. Групповая работа учащихся по карточками согласно плану урока. (Приложение 1).
III. Беседа по вопросам плана урока.
IV.Учитель:
Конечно наш пищевой рацион не соответствует суточным нормам. Поэтому ученые многих стран долгое время работали над проблемой «Как обеспечить организм всеми необходимыми витаминами?» В результате были созданы поливитамины, которые содержат весь комплекс витаминов и минералов. Существует такое мнение, будто чем больше употребляет человек витаминов, тем лучше его здоровье.
Витамин | Реакция организма на избыток |
А | Отложение солей в суставах |
Д | Развитие атеросклероза |
К | Усиливает свертываемость крови |
Поэтому бесконтрольный прием витаминных препаратов опасен особенно для детей. Применять их нужно только по совету врача. Безусловно, есть разница – получить те или иные витамины с натуральными продуктами или с искусственными. Так же, как есть разница - получить кофеин с ароматным свежезаваренным чаем, в котором кофеин содержится в комплексе с другими биологически активными веществами, или же принять таблетку кофеина. Здесь имеет большое значение не только этот комплекс, но и сумма наших ощущений, которые мы испытываем при употреблении натурального продукта, будь то зеленый пузырчатый неженский огурец, черная смородина или ароматная клубника.
V. Тестовый разноуровневый контроль.
1. Витамин А
А) водорастворимый;
Б) жирорастворимый.
2. Заболевание, вызванное недостатком витамина Д:
А) цинга;
Б) бери – бери;
В) рахит;
Г) куриная слепота.
2. Витамин, повышающий сопротивляемось к простудным заболеваниям:
А) В;
Б) А;
В) С;
Г) Д.
3) Авитаминоз мореплавателей и путешественников:
А) рахит;
Б) куриная слепота;
В) тиф;
Г) цинга.
4.Необходимыми для жизни веществами являются витамины.
Жирорастворимые витамины это:
А) А и В;
В) Д и Е;
Б) В и Д;
Г) Е и К;
Д) С и А;
5. Витамины открыты:
А) Павловым;
В) Мечниковым;
Б) Луниным;
Г) Кохом.
6. Гиповитаминоз возникает при:
А) избытке витамина в пище;
Б) продолжительном пребывании на солнце;
В) отсутствии в пище витаминов;
Г) питании растительной пищей.
7. Продукты, необходимые при недостатка витамина Д:
А) плоды черной смородины, настои из плодов шиповника, квашеная капуста;
Б) печень, дрожжи, хлеб грубого помола, гречневая, овсяная крупа;
В) морковь, плоды облепихи;
Г) сливочное масло, яичный желток, жир рыбьей печени.
8. Витамины группы В:
А) усиливают остроту зрения при слабом освещении, необходимы для
нормального роста организма;
Б) необходимы для роста костей, оказывают влияние на обмен кальция, фосфора;
В) оказывают влияние на углеводный обмен, повышают сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;
Г) обеспечивают нормальное питание клеток нервной ткани.
9. Источники витамина А, поступающего в организм:
А) только растительные продукты:
Б) продукты растительного и животного происхождения;
В) только продукты животного происхождения;
Г) продукты животного происхождения и дрожжи.
10. При каком гиповитаминозе нарушается развитие скелета?
А) цинга;
Б) бери – бери;
В) рахит;
Г) тиф.
VI Самоконтроль. Ответы на вопросы на доске. Учащиеся сами выставляют себе оценки.
Критерии оценивания:
«10» - все ответы правильные.
«8» - допущена одна ошибка.
«6» - допущено две ошибки.
«4» - три и более.
Каждой группе предлагается по той же схеме рассказать о:
-белках
-углеводах
-жирах
-водно-солевом обмене
Подведение итогов. Домашнее задание: параграф 43.
Карточка « Витамин А».
Необходим для роста и питания костей, нормального состояния тканей кожи, слизистых оболочек. При недостатке витамина А уменьшается зрение(ксерофтальмия – сухость роговых оболочек, приводит к слепоте;« Куриная слепота» - нарушение восприятия синего и желтого цвета).Замедляется рост молодого организма, рост костей, повреждение слизистых оболочек,дыхательных путей, пищеварительной системы.В активном состоянии витамин А содержится только в продуктах животного происхождения (печени многих рыб, в сливочном масле, желтке яйца, молока и молочных продуктах). В растениях находится пигмент каротин, который превращается в витамин А. Всасывание витамина А происходит, если в пище содержится необходимое количество жира. Суточная потребность организма в витамине А 1 – 2,5 мг. Он устойчив к нагреванию, т. е. сохраняется при кулинарной обработке и становится легко усвояемым.
Карточка «Витамин С».
Участвует в окислительно – восстановительных процессах, влияют на белковый иуглеводный обмен, связывает синтез и обмен гормонов надпочечников и щитовидной железы, повышает сопротивляемость организма к различным инфекциям. Недостаток витамина С приводит к быстрой утомляемости, сонливости, апатии. При длительном недостатке развивается кровоточивость и припухлость десен, выпадают зубы, стенки кровеносных сосудов становятся хрупкими – болезнь цинга. Потребность в витамине С зависит от возраста, условий внешней среды, состояния организма. Суточная норма витамина С от 50 до 100 мг. Он содержится в продуктах как растительного так и животного происхождения. Богаты витамином С плоды шиповника, черной смородины, красный перец, помидоры, сливы, морковь, зеленый горошек. Витамин С неустойчив и быстро разрушается при тепловой обработке до 60%. Разрушается под влиянием кислорода воздуха, в присутствии солей меди, других тяжелых металлов. Варить продукты в эмалированной и керамической посуде, овощи закладывают в кипящую воду, варить с закрытой крышкой.
Карточка «Витамин Д».
Способствует образованию костной ткани и стимулирует рост организма. При недостатке витамина Д в пище прекращается усвоение в организме солей кальция и фосфора. У детей развивается рахит ( искривление костей), у взрослых возникает хрупкость и пористость костей. В организме человека находится провитамин Д. Под влиянием ультрафиолетовых лучей он превращается в витамин Д и накапливается в печени. Много витамина Д содержится в печени палтуса, тунца, трески, в яичном желтке, сливочном масле. В растительных продуктах витамин Д отсутствует. При кулинарной обработке витамин почти не разрушается.
Карточка «Витамины группы В».
В1 регулирует углеводный обмен, обеспечивает нормальную деятельность нервной, сердечно – сосудистой систем, желудочно - кишечного тракта, участвует в регулировании кислотности желудочного сока. Недостаток вызывает нарушение в работе нервной системы – полиневрит (бери – бери). Основные источники – продукты из зерна ( пшеничной и ржаной грубого помола), горох и фасоль, свинина. Суточная норма 2 – 3 мг. Возрастает потребность витамина до 50 мг при сахарном диабете. Витамин устойчив к действию света, кислорода, высокой температуре в кислой среде, щелочной среде, легко разрушается при добавлении в тесто соды.
В12 участвует в процессах кроветворения, превращениях аминокислот, биосинтезе нуклеиновых кислот. При недостатке витамина появляется злокачественное малокровие, нарушается действие нервной системы, падает аппетит. В12 содержится в продуктах животного происхождения – печени, почках, говядине, сыре, молоке. Этот витамин может синтезироваться микрофлорой кишечника.