Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Ленинского района г. Минска

Государственное учреждение образования
«Средняя школа №17 г. Минска»

Урок по биологии в 9-м классе «Обмен веществ. Витамины»

Учитель первой категории Жданович Наталья Николаевна

Тема: Обмен веществ. Витамины

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: усвоение знаний учащимися о важности витаминов в жизни человека, их роли в обмене веществ; раскрыть значение основных витаминов; описать основные авитаминозы.

Форма организации деятельности: групповая.

Организация урока: класс разделён на 4 группы. На столах стоят таблички А, В, С, D, карточки.

На доске записан  план урока:

  1. История открытия витаминов.
  2. Химическая природа витаминов.
  3. Содержание витаминов в продуктах питания.
  4. Роль витаминов в обмене веществ.
  5. Способы сохранения витаминов.
  6. Гиповитаминозы.

 I. Учитель:

 В течение года мы изучали строение человеческого организма, его функции, знакомились с гигиеническими навыками, учились грамотно оказывать первую помощь. Сегодня вы узнаете о средствах, которые помогают сохранить здоровье и бороться с болезнями, а этими средствами являются витамины. Основная задача нашего урока состоит в том, чтобы ответить на вопрос: «Почему витамины – обязательная часть пищи?». Людям издавна было известно, что отсутствие некоторых продуктов рационе может быть причиной тяжелых заболеваний.

Доклад ученика  «Причины болезни были неизвестны».

Учитель: причины заболеваний, связанных с неполноценным питанием первым открыл в 1880г русский ученый Н. И. Лунин.

Доклад ученика: «Опыты Н. И. Лунина».

Учитель: Что же такое витамины?

· Витамины – низкомолекулярные органические соединения, различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме. Они не образуются в организме человека или образуются в малых количествах. Синтезируются витамины в растениях, поэтому основными источниками витаминов являются фрукты и овощи. Некоторые витамины синтезируются в животных организмах. Действуют витамины на обмен веществ самостоятельно или в составе ферментов.

Витамины
Водорастворимые Жирорастворммые
В,  С А, Е, Д, К

 

II. Групповая работа учащихся по карточками согласно плану урока. (Приложение 1).

III. Беседа по вопросам плана урока.

IV.Учитель:

Конечно наш пищевой рацион не соответствует суточным нормам. Поэтому ученые многих стран долгое время работали над проблемой «Как обеспечить организм всеми необходимыми витаминами?» В результате были созданы поливитамины, которые содержат весь комплекс витаминов и минералов. Существует такое мнение, будто чем больше употребляет человек витаминов, тем лучше его здоровье.

Витамин Реакция организма на избыток
А Отложение солей в суставах
Д Развитие атеросклероза
К Усиливает свертываемость крови

Поэтому бесконтрольный прием витаминных препаратов опасен особенно для детей. Применять их нужно только по совету врача. Безусловно, есть разница – получить те или иные витамины с натуральными продуктами или с искусственными. Так же, как есть разница - получить кофеин с ароматным свежезаваренным чаем, в котором кофеин содержится в комплексе с другими биологически активными веществами, или же принять таблетку кофеина. Здесь имеет большое значение не только этот комплекс, но и сумма наших ощущений, которые мы испытываем при употреблении натурального продукта, будь то зеленый пузырчатый неженский огурец, черная смородина или ароматная клубника.

V. Тестовый разноуровневый контроль.

1. Витамин  А

А) водорастворимый;

Б) жирорастворимый.

2. Заболевание, вызванное недостатком витамина Д:

А) цинга;

Б) бери – бери;

В) рахит;

Г) куриная слепота.

2. Витамин, повышающий сопротивляемось к простудным заболеваниям:

А) В;

Б) А;

В) С;

Г) Д.

3) Авитаминоз мореплавателей и путешественников:

А) рахит;

Б) куриная слепота;

В) тиф;

Г) цинга.

4.Необходимыми для жизни веществами являются витамины.

 Жирорастворимые витамины это:

А) А и В;

В) Д и Е;

Б) В и Д;

Г) Е и К;

Д) С и А;

5. Витамины открыты:

А) Павловым;

В) Мечниковым;

Б) Луниным;

 Г) Кохом.

6. Гиповитаминоз возникает при:

А)  избытке витамина в пище;

Б) продолжительном пребывании на солнце;

В) отсутствии в пище витаминов;

Г) питании растительной пищей.

7. Продукты, необходимые при недостатка витамина Д:

А) плоды черной смородины, настои из плодов шиповника, квашеная капуста;

Б) печень, дрожжи, хлеб грубого помола, гречневая, овсяная крупа;

В) морковь, плоды облепихи;

Г) сливочное масло, яичный желток, жир рыбьей печени.

8. Витамины группы В:

А) усиливают остроту зрения при слабом освещении, необходимы для

нормального роста организма;

Б) необходимы для роста костей, оказывают влияние на обмен кальция, фосфора;

В) оказывают влияние на углеводный обмен, повышают сопротивляемость организма к простудным заболеваниям;

Г) обеспечивают нормальное питание клеток нервной ткани.

9. Источники витамина А, поступающего в организм:

А) только растительные продукты:

Б) продукты растительного и животного происхождения;

В) только продукты животного происхождения;

Г) продукты животного происхождения и дрожжи.

10. При каком гиповитаминозе нарушается развитие скелета?

А) цинга;

Б) бери – бери;

В) рахит;

Г) тиф.

VI Самоконтроль. Ответы на вопросы на доске. Учащиеся сами выставляют себе оценки.

Критерии оценивания:

«10» - все ответы правильные.

«8» - допущена одна ошибка.

«6» - допущено две ошибки.

«4» - три и более.

Каждой группе предлагается по той же схеме рассказать о:

-белках

-углеводах

-жирах

-водно-солевом обмене

Подведение итогов. Домашнее задание: параграф 43.

Карточка « Витамин  А».

Необходим для роста и питания костей, нормального состояния тканей кожи, слизистых оболочек. При недостатке витамина А уменьшается зрение(ксерофтальмия – сухость роговых оболочек, приводит к слепоте;« Куриная слепота» - нарушение восприятия синего и желтого цвета).Замедляется рост молодого организма, рост костей, повреждение слизистых оболочек,дыхательных путей, пищеварительной системы.В активном состоянии витамин А содержится только в продуктах животного   происхождения (печени многих рыб, в сливочном масле, желтке яйца,  молока и молочных продуктах). В растениях находится пигмент каротин, который превращается в витамин А. Всасывание витамина А происходит, если в пище содержится необходимое количество жира. Суточная потребность организма в витамине А  1 – 2,5 мг. Он устойчив к нагреванию, т. е. сохраняется при кулинарной обработке и становится легко усвояемым.

Карточка «Витамин С».

Участвует в окислительно – восстановительных процессах, влияют на белковый иуглеводный обмен, связывает синтез и обмен гормонов надпочечников и щитовидной железы, повышает сопротивляемость организма к различным инфекциям. Недостаток витамина С приводит к быстрой утомляемости, сонливости, апатии. При длительном недостатке развивается кровоточивость и припухлость десен, выпадают зубы, стенки кровеносных сосудов становятся хрупкими – болезнь цинга. Потребность в витамине С зависит от возраста, условий внешней среды, состояния организма. Суточная норма витамина С от 50 до 100 мг. Он содержится в продуктах как растительного так и животного происхождения. Богаты витамином С плоды шиповника, черной смородины, красный перец, помидоры, сливы, морковь, зеленый горошек. Витамин С неустойчив и быстро разрушается при тепловой обработке  до 60%. Разрушается под влиянием кислорода воздуха, в присутствии солей меди, других тяжелых металлов. Варить продукты в эмалированной и керамической посуде, овощи закладывают в кипящую воду, варить с закрытой крышкой.

Карточка «Витамин Д».

Способствует образованию костной ткани и стимулирует рост организма. При недостатке витамина Д в пище прекращается усвоение в организме солей кальция и фосфора. У детей развивается рахит ( искривление костей), у взрослых возникает хрупкость и пористость костей. В организме человека находится провитамин Д. Под влиянием ультрафиолетовых лучей он превращается в витамин Д и накапливается в печени. Много витамина Д содержится в печени палтуса, тунца, трески, в яичном желтке, сливочном масле. В растительных продуктах витамин Д отсутствует. При кулинарной обработке витамин почти не разрушается.

Карточка  «Витамины группы В».

В1 регулирует углеводный обмен, обеспечивает нормальную деятельность нервной, сердечно – сосудистой систем,  желудочно - кишечного тракта, участвует в регулировании кислотности желудочного сока. Недостаток вызывает нарушение в работе нервной системы – полиневрит (бери – бери). Основные источники – продукты из зерна ( пшеничной и ржаной грубого помола), горох и фасоль, свинина. Суточная норма 2 – 3 мг. Возрастает потребность витамина до 50 мг при сахарном диабете. Витамин устойчив к действию света, кислорода, высокой температуре в кислой среде, щелочной среде, легко разрушается при добавлении в тесто соды.

В12 участвует в процессах кроветворения, превращениях аминокислот, биосинтезе  нуклеиновых кислот. При недостатке витамина появляется злокачественное малокровие, нарушается действие нервной системы, падает аппетит. В12 содержится в продуктах животного происхождения – печени, почках, говядине, сыре, молоке. Этот витамин может синтезироваться микрофлорой кишечника.