Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Ленинского района г. Минска

Государственное учреждение образования
«Средняя школа №17 г. Минска»

Урок по химии в 10-м классе «Понятие об алкинах»

Тема: Понятие об алкинах.

Цель: формирование представления о составе, строении и химических свойствах ацетилена – первого представителя ненасыщенных соединений с тройной связью.

Задачи:

  • развивать умения составлять уравнения реакций ацецилена с водородом при различном соотношении реагентов;
  • формировать понятие о номенклатуре ИЮПАК алкинов;
  • развивать умения называть алкины по формулам;
  • формировать дальнейшие представления о структурной изомерии алкинов и типах изомерии;
  • формировать навыки познавательной деятельности;
  • Оборудование: мультимедийная установка, экран, на ученических столах: дидактический раздаточный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока:

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Добрый день, а он действительно добрый, так как его мы начинаем с вами урок химии - науке о веществах и их превращениях. Мы изучаем большой раздел органической химии «Углеводороды». Углеводороды отличаются удивительным разнообразием в строении и свойствах, и сегодня на уроке мы продолжим знакомство с ними. А какие классы органических соединений мы изучили? (Алканы, алкены)

II. Актуализация знаний

‑ ­­Предлагаю повторить алканы и алкены в виде графического диктанта:

(Вопросы для графического диктанта)

  1. СnН2n+2 – общая формула алканов.
  2. В молекулах алкенов имеется одна двойная связь.
  3. Угол между связями в молекулах алканов равен 120° .
  4. Для алкенов характерна изомерия положения двойной связи.
  5. Молекулы углеводородов сгорают до углекислого газа и воды.
  6. Насыщенные углеводороды вступают в реакции присоединения.
  7. Условием протекания реакции замещения у алканов является свет.
  8. Простейшие алкены и алканы представляют собой твердые вещества.
  9. Пентан содержит 3 атома углерода в цепи и имеет двойную связь.
  10. Изомеры имеют одинаковый состав, но разное строение.

Ответы:

+

+

-

+

+

-

+

-

-

+

(Слайд 1)

Молодцы с задание справились, можем приступать к изучению новой темы.

III. Изучение нового материала

3.1. Сообщение темы урока, определение цели  и постановка задач

Тема сегодняшнего урока «Алкины», записываем тему в рабочие тетради. (Слайд 2)

 - Какие у вас возникают ассоциации со словом алкины?

- Тогда, подумайте, что мы сегодня должны будем узнать? С чем нам сегодня предстоит познакомиться?

-  Таким образом, вы сами определили цели урока. Вам я предлагаю совершить “Подъем по лестнице знаний”; выполняя определенную работу на каждом этапе, мы будем достигать поставленных целей.

3.2. Мотивация учебной деятельности (Создание проблемной ситуации)

Давайте с вами совершим путешествие на 2 века назад. Итак, мы с вами в 19 веке. Какие только казусы не происходят с учеными. 1852 год. Немецкий химик Фридрих Вёлер, в своей лаборатории проводил серию опытов, пытаясь получить металлический кальций при прокаливании известняка (карбоната кальция) с древесным углем. По окончании эксперимента он получил спекшуюся массу сероватого цвета, в которой не обнаружил даже следа искомого металла. С огорчением Вёлер выбросил эту массу на свалку во дворе лаборатории. Каково же было его удивление, когда он обнаружил, что во время дождя из застывшей массы стал выделяться какой-то газ. Что же это за вещество? Для начала предлагаю решить задачу на нахождение молекулярной формулы одного из представителей нового класса.

3.3. Решение расчётной задачи (Слайд 3)

Углеводород, плотность паров которого по водороду равна 13,содержит 92% углерода. Найдите его молекулярную формулу. Ответ: С2Н2. (Слайд 4)

- Это ацетилен. На его примере мы будем изучать класс Алкины .Ребята, а вы слышали что-нибудь об этом газе?

 Название этому веществу дал в 1860 г. французский химик Марселен  Бертло.

- Давайте выясним, каковы особенности строения этого вещества?

(В молекуле ацетилена два атома углерода связаны тройной связью).

 Строение

- Ацетилен – это вещество, которое является родоначальником нового класса непредельных углеводородов.

Задание. ( Работа с учебником в парах).

 - Ознакомьтесь с текстом  параграфа 29, пункт «Строение», стр.123-124.

-  Я предлагаю вам попробовать себя в роли редакторов. Предлагаю текст по строению «Алкенов», вы заменяете слово алкены на слово алкины и соответственно характеристику

Предложенный вариант: Алкены имеют одну двойную связь

Предложенный вариант: Угол между связями в молекулах алкенов 120 градусов

Определите закономерность. (Слайд 5)

Гомологический ряд

 -  Давайте вместе выведем общую формулу алкинов. Напомните мне общую формулу алканов CnH2n+2. В алкенах за счет отщепления двух атомов водорода образуется двойная связь, общая формула CnH2n. В алкинах появляется тройная связь, следовательно, они содержат на два атома водорода меньше. Значит, какую общую формулу будут иметь алкины?

(Общая формула алкинов CnH2n-2. ) (Слайд 5)

 - Зная общую формулу алкина, запишите первые три представителя гомологического ряда начиная с ацетилена, и назовите по систематической номенклатуре, но прежде давайте вспомним, что такое гомологи?

Вывод совместно с учащимися гомологического ряда по общей формуле: (Слайд 6,7)

n≠1

n=2 C2H2 /этин, ацетилен/

n=3 C3H4 /пропин/

n=4 C4H6 /бутин/

n=5 C5H8 /пропин/

Изомерия(Слайд 8, 9)

- Давайте вспомним, что такое изомерия?

- Как вы думаете, какие виды изомерии могут быть характерны для алкинов – (учащиеся высказывают своё мнение).

- Тогда попробуем составить все возможные изомеры для вещества следующего состава (атомы водорода расставить самостоятельно): (Слайд 10)

С-С-С-С-С≡С (?) - пентин-1

Изомерия углеродного скелета:

С-С-С≡С (?) -3-метилбутин-1

     С

Изомерия положения кратных связей:

С-С≡С-С-С (?) -пентин-2

Химические свойства (видео) (Слайд 11)

- Мы знаем, что ацетилен – непредельное соединение. Как доказать непредельность этого соединения?

- Учитель показывает видео (получение ацетилена из карбида кальция, обесцвечивание раствора перманганата калия), подтверждающее выдвинутую гипотезу.

- Являются ли алкины ненасыщенными углеводородами?

Если алкины являются непредельными (ненасыщенными), какие реакции могут быть для них характерны?- учащиеся высказывают предположения.

Реакции присоединения (учащиеся должны назвать продукты реакции): (Слайд 12)

НС≡СН + Н2 →Н2 С═СН2 ( этилен)

НС≡СН + 2Н2 →Н2С-СН2 ( этан)

 СН ≡ СН  + 2Br2  = CHBr2 - CHBr2обесцвечивание раствора (качественная реакция на непредельные углеводороды).

Получение и применение ацетилена (видео). (Слайд 13)

- Из видео просмотренного ранее, скажите, из чего получают ацетилен? (Получение ацетилена из карбида кальция).  

- Ребята как вы думаете, где применяется ацетилен? ( Для резки металла).

V. Закрепление знаний:

         1.Общая формула алкинов

С)  СnН2n+2 ;   К) СnНn ;           Т) СnН2n-2 ;   У) СnН2n.

         2.Представитель алкинов

  1. A) С2Н2; Б) С2Н4 ; В) С6Н6;      Г) С2Н6.

         3.Между атомами углерода в алкинах

    Д) С-С;         К) С≡С ;           О) С≡С ;      Ф) С=С.

         4.Для алкинов характерны реакции

Б) окисления, замещения;         В) замещения, соединения ;          

Д) горения, присоединения ;    Ж) обмена, соединения.

         5.В реакции  С2H2 + H2 →   образуется

Е) С2Н4;         М) С2Н3 ;           Н) СО2;      П) Н2О.

         6.Вещество HС≡С-СH-СH3 по систематической номенклатуре называется                       CH3  

 С) 2-метилбутин-3;  Р) 2-метилбутин-2;   Т) 3-метилбутин-1 ; Ф) пентин.

         7.Вещество HС≡СН является

И) предельным;  Ж) непредельным;     З) кислородсодержащим.

         8.Число веществ относящихся к алкинам среди предложенных

С2Н2, С2Н4, С3Н4, СН4, С4Н6, С2Н6, С4Н8, равно

  1. A) 3; Б) 4 ; В) 2;      Г) 1.

         9.Относительная молекулярная масса газообразного вещества В, образующегося по схеме

            + H2        + О2

С2H2   → А  →  В   равна:

 М) 18;   О) 30 ;           Т) 44;      Х) 60.

  1. Установите молекулярную формулу алкина, если его молярная масса равна 40г/моль

Ъ) С3Н6;         Ь) С3Н4;           Й) С3Н8;      Я) С2Н2.

Ответ: ТАК ДЕРЖАТЬ

VI. Вывод:

  1. В молекуле ацетилена два атома углерода связаны тройной связью.
  2. Угол между связями в молекулах алкинов 180 градусов.
  3. Общая формула алкинов CnH2n-2.
  4. У алкинов суфикс ин.
  5. Какой тип реакции характерен для алкинов?
  6. Скажите из чего получают ацетилен?
  7. Где применяется ацетилен?

VII. Рефлексия

VIII. Домашнее задание параграф 29, задания 2,4,10

 

Тема: Понятие об алкинах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест

1.Общая формула алкинов

С)  СnН2n+2 ;   К) СnНn ;           Т) СnН2n-2 ;   У) СnН2n.

2.Представитель алкинов

  1. A) С2Н2; Б) С2Н4 ; В) С6Н6;      Г) С2Н6.

3.Между атомами углерода в алкинах

    Д) С-С;         К) С≡С ;           О) С≡С ;      Ф) С=С.

4.Для алкинов характерны реакции

Б) окисления, замещения;         В) замещения, соединения ;          

Д) горения, присоединения ;    Ж) обмена, соединения.

5.В реакции  С2H2 + H2 →   образуется

Е) С2Н4;         М) С2Н3 ;           Н) СО2;      П) Н2О.

6.Вещество HС≡С-СH-СH3 по систематической номенклатуре называется                       CH3  

 С) 2-метилбутин-3;  Р) 2-метилбутин-2;   Т) 3-метилбутин-1 ; Ф) пентин.

7.Вещество HС≡СН является

И) предельным;  Ж) непредельным;     З) кислородсодержащим.

8.Число веществ относящихся к алкинам среди предложенных

С2Н2, С2Н4, С3Н4, СН4, С4Н6, С2Н6, С4Н8, равно

  1. A) 3; Б) 4 ; В) 2;      Г) 1.

9.Относительная молекулярная масса газообразного вещества В, образующегося по схеме

            + H2        + О2

С2H2   → А  →  В   равна:

 М) 18;   О) 30 ;           Т) 44;      Х) 60.

  1. Установите молекулярную формулу алкина, если его молярная масса равна 40г/моль

Ъ) С3Н6;         Ь) С3Н4;           Й) С3Н8;      Я) С2Н2.

 

Алкины  нужны,

Алкины важны,

Они интересны, но пока не известны.

Видео и презетнации к уроку можно скачать здесь.