Учитель высшей категории Лисиченок А.А., СШ №17 г.Минск, 2013 год
Тема: Реакции ионного обмена, условия протекания до конца
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока - создать условия для:
- формирования навыков и умений составлять реакции ионного обмена ( р.и.о.) в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде, учитывая условия, при которых данные реакции протекают до конца
- развития умений вести эксперимент, наблюдения по ходу лабораторной работы, делать химические выводы, решая проблемы при неодинаковых результатах опытов
- воспитания стремления к достижению поставленной цели в процессе собственных исследований.
Критерии оценки уровня достижений учащихся:
I уровень
- (1-2 балла) - различать реакции ионного обмена, знать условия их протекания до конца;
- (3-4 балла) - расписывать на ионы электролиты с помощью таблицы растворимости.
II уровень
- (5-6 баллов) - уметь составлять р.и.о. в молекулярном виде;
- (7-8 баллов) - уметь составлять р.и.о. в полном и сокращенном ионном виде.
III уровень:
- (9-10 баллов) - видеть смысл р.и.о. при анализе сокращенных ионных уравнений, уметь составлять молекулярные уравнения по сокращенным.
Материальное обеспечение урока: для демонстрационного опыта – растворы СаСl2 , Na2СO3, ВаСl2, Н2SO4, HCl, NaOH, H2SO4, КNО3, фенолфталеина, сухие СаСl2 и Na2СO3, алгоритм, интерактивная доска.
I этап: Мотивация
При изучении данной темы учителю важно раскрыть зависимость свойств веществ от их строения, создать условия для рассмотрения кислот, солей и щелочей как электролитов, которые существуют в растворе в виде гидратированных ионов с большей подвижностью, чем ионы в кристаллической решетке. Поэтому проводится серия опытов:
- смешиваем в пробирке сухие соли соду и хлорид кальция;
- смешиваем эти же вещества только в виде растворов;
- смешиваем растворы гидроксида натрия и нитрата калия.
Письмо С. Аррениуса:
«Дорогие ученики 8 «А» класса СШ № 17 г. Минска. Приветствую вас на любимом мною уроке химии. Я жил и сделал свое открытие о диссоциации веществ в конце 19 века, за этот труд получил Нобелевскую премию. Признаюсь вам, что это было нелегко. Мне очень интересно, как потомки в 21 веке понимают процессы диссоциации. Поэтому предлагаю разрешить следующие противоречия:
- Почему между сухими солями СаСl2 и Na2СO3 нет реакции, а между их растворами реакция идет?
- Почему нет реакции между растворами NaOH и КNО3?
Буду рад всем вашим мыслям и идеям! Успехов в изучении науки!»
На доске записаны уравнения:
СaCl2+Na2СO3"СaСO3$+2NaCl (в растворе)
СaCl2+Na2СO3 4 (без воды)
В ходе обсуждения приходим к выводу, что в первом случае происходит реакция обмена между ионами. Фиксируем внимание на первом условии для р.и.о - наличии гидратированных ионов.
Объявляется тема урока, ученики ставят перед собой цели и знакомятся с критериями уровня усвоения материала.
II этап. Актуализация знаний
1. Из перечня веществ выберите нерастворимые вещества:
H2SO4 BaSO4
2. Найдите реакцию обмена:
а) H2CO3" CO2 + H2O
б) HCl + KOH " KCl + H2O
3. Выберите электролиты:
H2 HCl
4. Выберите сильные электролиты:
NaOH H2O
5. Найдите пары ионов, которые не могут существовать в растворе одновременно:
K+ и Cl- H+ и CO32- H+ и OH- Ba2+ + SO42-
III этап Изучение нового материала.
А) Вопросы:
- Определение для р.и.о.
- Условия их протекания до конца.
- Алгоритм составления р.и.о. в молекулярном и ионном виде.
Ученики самостоятельно из учебника (§ 33) записывают в тетради определение для р.и.о., указывают условия протекания р.и.о. до конца:
↓ ↑ Н2О
Учитель на обычной доске показывает алгоритм составления рио и расписывания на ионы.
Б) Первичное закрепление проходит в ходе работы учеников в группах по методу «Бумеранг»:
1 группа реакция нейтрализации (HCl + NaOH на фоне индикатора);
2 группа реакция между Na2CO3 + HCl;
3 группа реакция между BaCl2 + H2SO4.
Задания:
Укажите условия протекания данной реакции до конца.
Напишите уравнения в молекулярном, полном ионном и
сокращенном ионном виде
Время 5 минут.
Важно с этого урока выработать навыки грамотного составления реакций обмена в ионном виде, так как в дальнейшем при проведении лабораторных и практических работ необходимо будет рассматривать реакции с позиции сокращенных ионных уравнений.
АЛГОРИТМ СОСТАВЛЕНИЯ Р.И.О. В МОЛЕКУЛЯРНОМ И ИОННОМ ВИДЕ.
1. Записать формулы исходных веществ.
Поставить валентности составных частей в формулах электролитов.
II I I II
BaCl2 + H2SO4 "
2. Произвести обмен и записать формулы продуктов реакции.
Проверить формулы продуктов реакции в соответствии с валентностью.
II I I II II II I I
BaCl2 + H2SO4 " BaSO4 + HCl
3. Уравнять.
II I I II II II I I
BaCl2 + H2SO4 " BaSO4 + 2HCl
Проанализировать, почему р.и.о. идет до конца, поставить для образующихся осадков и газообразных веществ соответствующие обозначения (#$).
II I I II II II I I
BaCl2 + H2SO4 " BaSO4$ + 2HCl
Таким образом, получается молекулярное уравнение реакции, где все электролиты представлены в виде молекулярных формул.
4. Записать каждый электролит в виде ионов, исключая нерастворимые, газообразные вещества и воду.
Ba2+ + 2Cl- + 2H+ + SO42- " BaSO4$ + 2H+ + 2Cl-
Учесть коэффициенты перед веществами для ионов.
4. Зачеркнуть все ионы – «наблюдатели», которые повторяются в левой и правой частях уравнения. Сократить повторяющиеся коэффициенты.
Ba2+ + 2Cl- + 2H+ + SO42- " BaSO4$ + 2H+ + 2Cl-
Таким образом, составляем полное ионное уравнение, где все электролиты представлены в виде ионов реально существующих в растворе.
5. Переписать оставшиеся ионы и формулы. По традиции положительно заряженный ион пишется первым.
Ba2+ + SO42- " BaSO4$
Таким образом, составляется сокращенное ионное уравнение, которое отражает суть р.и.о., так как в нем показано, между какими ионами происходит взаимодействие.
IV этап. Закрепления и коррекции
Презентация групповой работы, учащиеся сравнивают свои записи с образцом на интерактивной доске, сливают растворы для рио, уточняют и исправляют ошибки.
V этап: Этап обобщения
Делаем вывод: Что такое рио? Условия протекания до конца? Молекулярное уравнение? Ионные уравнения? Ответ на вопросы С. Аррениуса.
Реанимация восстановить по сокращенному ионному молекулярное уравнение, используя таблюя таблицу растворимости:
Ag+ + Cl- →AgCl↓
Домашнее задание: §33, упр. 5(а-г), 6(а, г)
+ привести примеры р.и.о. из жизненного опыта с химическими уравнениями
VI этап. Рефлексия и подведение итогов.
Проанализировать каждому ученику, чему он научился на этом уроке, какие вопросы остались непонятными, на каком уровне усвоения знаний он находится