Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Ленинского района г. Минска

Государственное учреждение образования
«Средняя школа №17 г. Минска»

Урок по химии в 8-м классе «Реакции ионного обмена»

Учитель высшей категории Лисиченок А.А., СШ №17 г.Минск, 2013 год

Тема: Реакции ионного обмена, условия протекания до конца

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока - создать условия для:

  • формирования навыков и умений составлять реакции ионного обмена ( р.и.о.) в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде, учитывая условия, при которых данные реакции протекают до конца
  • развития умений вести эксперимент, наблюдения по ходу лабораторной работы, делать  химические выводы, решая проблемы при неодинаковых результатах опытов
  • воспитания стремления к достижению поставленной цели в процессе собственных исследований.

Критерии оценки уровня достижений  учащихся:

I уровень

  • (1-2 балла) - различать реакции ионного обмена, знать условия их протекания до конца;
  • (3-4 балла) - расписывать на ионы электролиты с помощью таблицы растворимости.

II уровень

  • (5-6 баллов) - уметь составлять р.и.о. в молекулярном виде;
  • (7-8 баллов) - уметь составлять р.и.о. в полном и сокращенном ионном виде.

III уровень:

  • (9-10 баллов) - видеть смысл  р.и.о. при анализе сокращенных ионных уравнений, уметь составлять молекулярные уравнения по сокращенным.

Материальное обеспечение урока: для демонстрационного опыта – растворы СаСl2 , NaO3, ВаСl2, Н2SO4, HCl, NaOH, H2SO4, КNО3, фенолфталеина, сухие СаСl2 и NaO3, алгоритм, интерактивная доска.

I этап: Мотивация

При изучении данной темы учителю важно раскрыть зависимость свойств веществ от их строения, создать условия для рассмотрения кислот, солей и щелочей как электролитов, которые существуют в растворе в виде гидратированных ионов с большей подвижностью, чем ионы в кристаллической решетке. Поэтому проводится серия опытов:

  1. смешиваем в пробирке сухие соли соду и хлорид кальция;
  2. смешиваем эти же вещества только в виде растворов;
  3. смешиваем растворы гидроксида натрия и нитрата калия.

Письмо С. Аррениуса:

«Дорогие ученики 8 «А» класса СШ № 17 г. Минска. Приветствую вас на любимом мною уроке химии. Я жил и сделал свое открытие о диссоциации веществ в конце 19 века, за этот труд получил Нобелевскую премию. Признаюсь вам, что это было  нелегко. Мне очень интересно, как потомки в 21 веке понимают процессы диссоциации. Поэтому предлагаю разрешить следующие противоречия:

  1. Почему между сухими солями СаСl2 и NaO3 нет реакции, а между их растворами реакция идет?
  2. Почему нет реакции между растворами NaOH и КNО3?

Буду  рад всем вашим мыслям и идеям! Успехов в изучении науки!»

На доске записаны  уравнения:

СaCl2+NaO3"СaСO3$+2NaCl   (в растворе)

СaCl2+NaO3       4                 (без воды)

 В ходе обсуждения приходим к выводу, что в первом случае происходит реакция обмена между ионами. Фиксируем внимание на первом условии для р.и.о - наличии гидратированных ионов.

Объявляется тема урока, ученики ставят перед собой  цели и знакомятся с критериями уровня усвоения материала.

II этап. Актуализация знаний

1. Из перечня веществ выберите  нерастворимые вещества:

 H2SO4                          BaSO4

2. Найдите реакцию обмена:

  а) H2CO3" CO2 + H2O

  б) HCl + KOH " KCl + H2O

3. Выберите электролиты:

H2                        HCl

4. Выберите сильные электролиты:

NaOH                 H2O

5. Найдите пары ионов, которые не могут существовать в растворе        одновременно:

K+ и Cl-     H+  и CO32-     H+  и OH-     Ba2+ + SO42-

III этап  Изучение нового материала.

А) Вопросы:

  1. Определение для  р.и.о.
  2. Условия их протекания до конца.
  3. Алгоритм составления р.и.о. в молекулярном и  ионном виде.

Ученики самостоятельно из учебника (§ 33) записывают в тетради определение для р.и.о., указывают условия протекания р.и.о.  до конца:

↓                    ↑                 Н2О

Учитель на обычной доске показывает алгоритм составления рио и расписывания на ионы.

Б) Первичное закрепление проходит в ходе работы  учеников  в группах по методу «Бумеранг»:

1 группа реакция нейтрализации (HCl + NaOH на фоне индикатора);  

2 группа реакция между Na2CO3 + HCl;

3 группа реакция между BaCl2 + H2SO4.

Задания:

Укажите условия протекания данной  реакции до конца.

Напишите уравнения в молекулярном, полном ионном и

сокращенном ионном виде

Время  5 минут.

Важно с этого урока выработать навыки грамотного составления реакций обмена в ионном виде, так как в дальнейшем при проведении лабораторных и практических работ необходимо будет рассматривать реакции с позиции сокращенных ионных уравнений.

АЛГОРИТМ  СОСТАВЛЕНИЯ  Р.И.О. В МОЛЕКУЛЯРНОМ И ИОННОМ ВИДЕ.

1.     Записать формулы исходных веществ.

Поставить валентности составных частей в формулах электролитов.

II  I        I    II

BaCl2 + H2SO4 "

2.     Произвести обмен и записать формулы продуктов реакции.

Проверить формулы продуктов реакции в соответствии с валентностью.

II  I        I    II          II  II      I   I

BaCl2 + H2SO4 " BaSO4 + HCl

3.    Уравнять.

II  I        I    II          II  II       I   I

BaCl2 + H2SO4 " BaSO4 + 2HCl

Проанализировать, почему р.и.о. идет до конца, поставить для образующихся осадков и газообразных веществ соответствующие обозначения (#$).

II  I        I    II          II  II       I   I

BaCl2 + H2SO4 " BaSO4$ + 2HCl

Таким образом, получается молекулярное уравнение реакции, где все электролиты представлены в виде молекулярных формул.

4. Записать каждый электролит в виде ионов, исключая нерастворимые, газообразные вещества и воду.

Ba2+ + 2Cl- + 2H+ + SO42- " BaSO4$ + 2H+ + 2Cl-

Учесть коэффициенты перед веществами для ионов.

4.     Зачеркнуть все ионы – «наблюдатели», которые повторяются в левой и правой частях уравнения. Сократить повторяющиеся коэффициенты.

Ba2+ + 2Cl- + 2H+ + SO42- " BaSO4$ + 2H+ + 2Cl-

Таким образом, составляем полное ионное уравнение, где все электролиты представлены в виде ионов реально существующих в растворе.

5.     Переписать оставшиеся ионы и формулы. По традиции положительно заряженный ион пишется первым.

Ba2+ + SO42- " BaSO4$

Таким образом, составляется сокращенное ионное уравнение, которое отражает суть р.и.о., так как в нем показано, между какими ионами происходит взаимодействие.

IV этап. Закрепления и коррекции

Презентация групповой работы, учащиеся сравнивают свои записи с образцом на интерактивной доске, сливают растворы  для рио, уточняют и исправляют  ошибки.

V этап: Этап  обобщения

Делаем вывод: Что такое рио? Условия протекания до конца? Молекулярное уравнение? Ионные уравнения? Ответ на вопросы С. Аррениуса.

Реанимация      восстановить по сокращенному ионному молекулярное уравнение, используя таблюя таблицу растворимости:

Ag+  + Cl- →AgCl

Домашнее задание:   §33, упр. 5(а-г), 6(а, г)

+ привести примеры  р.и.о. из жизненного опыта с химическими уравнениями

VI этап. Рефлексия и подведение итогов.

Проанализировать каждому ученику, чему он научился на этом уроке, какие вопросы остались непонятными, на каком уровне усвоения знаний он находится