Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Ленинского района г. Минска

Государственное учреждение образования
«Средняя школа №17 г. Минска»

Устный журнал

«Гражданином быть обязан»

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Н.Некрасов

Нация, национальность

Родина! С детских лет человек связывает слово «родина» с тем местом, где родился, где живёт его семья. По мере взросления человек открывает богатство духовной культуры, содержащееся в нравственном укладе, обычаях и традициях своего народа.

Осознавая себя как члена своей семьи, своего клана родственников, как жителя определённой местности, вы постепенно раздвигаете рамки представлений о своей принадлежности и приходите к пониманию того, что вы есть часть большой совокупности людей, которую называют нацией.

Нации исторически сложились в процессе на основе общности территории, условий существования, экономических связей. Они имеют свою историю, своих героев, мучеников, святых.

Нацию отличают язык, особенности культуры (музыка, изобразительное искусство, театр, литература), духовный облик (национальные черты, качества, религия, менталитет). Любить свою нацию, гордиться принадлежностью к ней — это естественно, это хорошо, это основа патриотизма.

Патриотизм

Патриотизм — это чувство любви человека к своему Отечеству, Родине, нации, преданность, стране, в которой он живёт, уважение к государственным атрибутам.

Патриотизм есть одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями существования обособленных групп населения. Это

-       «сознание своей неотъемлемости от Родины и переживание вместе с ней её счастливых или её несчастных дней» (А.Н. Толстой).

Патриотизм проявляется:

-   в любви к своему Отечеству;

-   в любви к культуре своей нации, своего народа;

-   в гордости за свой народ, нацию, за их лучшие качества;

-   в любви к своей малой Родине, где родился и провёл первые годы жизни;

-   в желании процветания Родины;

-   в деятельности на благо Родины, возрождении и развитии её духовной и материальной культуры;

-   в национальном достоинстве, чести, исполнении гражданского долга;

-   в сочувствии к страданиям своего народа и переживании за социальные пороки общества;

-в готовности охранять и защищать свою страну вплоть до самопожертвования во имя её блага;

-  в уважении к ветеранам — защитникам Родины, героическим подвигам своих отцов и дедов.

Научить патриотизму, как учат алгебре и географии, нельзя. Чувство Родины — не заучивание перечня правил и положений, это чувство проникает в нас с молоком матери, это воздух, которым мы дышим, солнце, которое мы видим, дом, в котором мы обитаем.

Чувство Родины пронизывает всю жизнь. Но это чувство может быть и извращённым, тогда оно приводит к возвеличиванию своего образа жизни, своей нации.

Вспомним междоусобные распри, национальную и религиозную вражду, войны, когда неверно направленное чувство патриотизма превращается в национализм, фашизм, шовинизм, расизм, проповедующие превосходство одной нации над остальными.

«Всеобщая декларация прав человека», принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций в 1948 году, провозгласила равенство национальностей.

Интернационализм проявляется в дружбе и братстве народов; в гуманизме, терпимости, уважении национальных особенностей; в нетерпимости к проявлениям национализма и его разновидностей.

Гражданское самоопределение личности подразумевает выбор ею своей позиции в национальном вопросе.

Мысли мудрых

*   В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа (Г.Фрейтаг).

*   Самый распространённый вид гордости — национальная гордость (А.

Шопенгауэр).

*   Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан ( Н. Некрасов ).

*   Истинный человек и сын Отечества — есть одно и то же (А. Радищев).

*   Береги землю родимую, как мать любимую.

*   Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

*   Только тому почёт будет, кто Родину не на словах, а делом любит.

*   Разлучённый с милой плачет семь лет, разлучённый с Отчизной плачет всю жизнь (туркм.).

 

Упражнение «Я - патриот»

Составьте представление о себе как о патриоте своей Родины, оценив (по пятибалльной шкале) ряд качеств образа «Я-патриот».

 

 

 

* гражданин Беларуси *патриот своего народа

* интернационалист

* гордость за своё Отечество

* сочувст

* вие страданиям своего народа

* готовность к защите Беларуси

* уважение к отечественной истории

*вера в будущее Беларуси

 

  

СЛОВАРИК

Нация — исторически сложившаяся совокупность людей, которой свойственны общность территории, экономической жизни, языка, определённых черт национального характера, национальное своеобразие культуры.

Патриотизм — преданность и любовь своему Отечеству, к своему народу, к своей национальности.

Национализм — идеология превосходства, возвеличения и противопоставления одной нации другой. Фашизм есть крайнее проявление национализма.

Шовинизм — подчинение, национальная сегрегация народа, стоящего

у власти или имеющего большинство.

Расизм — преследование одной расовой группы другой

Космополитизм — пресмыкание перед всем иностранным.  

Интернационализм — идея объединения народов и стран мира в

идеологической, политической, экономической и других областях

 

Ситуация-проба «Родина одна»

Вы — знаменитость, мастер-специалист, но вас не устраивают материальные условия (низкая зарплата, плохие жилищные условия). После очередного заграничного турне вам предлагают переехать жить и работать в престижном месте за границей, с хорошей оплатой, виллой, автомашиной... Но гражданство надо менять. Ваше решение?

Социально-приемлемые позиции: • человек имеет право выбрать место жительства • ответственность за близких людей • высокая оплата труда лучше низкой • Родина у человека одна • патриотизм • интернационализм.

Ситуация-проба «Беженцы»

У вашей семьи большая квартира (каждый имеет свою комнату). В одно прекрасное время мама приводит в дом беженцев (они с Кавказа) — чужую женщину с ребёнком — вашим ровесником, пожить временно. Какова будет ваша реакция?

Социально-приемлемые позиции: • милосердие, альтруизм, сострадание • стремление помочь людям • интернационализм.

 

Литература, оборудование;

1. В. Каверин. «Два капитана»

2.      Хор «Славься» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»; М.
Звездинский. «Поручик Голицын», «Гибель «Варяга»; М. Таривердиев
«Песня о далекой Родине» из х/ф «Семнадцать мгновений весны»

3.  И. Репин. «Не ждали»; м/ф «Гаврош»