Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Ленинского района г. Минска

Государственное учреждение образования
«Средняя школа №17 г. Минска»

Артикуляционные сказки

Теремок

В лесу стоит маленький домик, настоящий теремок Надуть щёки
Этот домик очень красивый, с черепичной красной крышей и большой кирпичной трубой Хоботок – вытянуть губы вперёд и вращать ими
В доме есть 3 маленьких круглых окошка со ставнями Окошко – приоткрыть верхние и нижние зубы
и большая резная дверь. Однажды подул очень сильный Оскал – показать зубы в улыбке, при этом зубы разжать
ветер. Стены у дома были красивые. Покрасить стенки – кончиком языка погладить щёки
Стали они шататься вправо-влево, вправо-влево… Поочерёдно надувать щёки
Зашатался и пол в домике вперёд-назад, вперёд-назад, Двигать челюстью вправо-влево
дверь то закрывалась, то открывалась. Открыть рот
Даже труба на крыше закачалась, Хоботок
вдруг дом рухнул и рассыпался… Худышка – втянуть щёки
Прибежала мышка, которая жила в этом домике, увидела, что произошло, и огорчилась. Нижними губами закусить верхнюю губу
Даже слова сказать не смогла от расстройства. Прискакала лягушка-подружка и говорит: Верхними губами закусить нижнюю губу
«Ква-ква, пойдём, мышка, в мой домик жить!» Широко открыть рот
Обрадовалась мышка, улыбнулась и побежала за лягушкой. Улыбка.

 

Про гнома

Жил-был весёлый гном с белой бородой в красной шапочке Улыбка
Проснулся он однажды утром, посмотрел на часы. «Тик-так, вставать пора. Тик-так, гулять пора!» - пели часы. Часики – раздвинуть губы в улыбку, двигать кончиком языка вправо-влево
Гном вскочил, сделал зарядку: вверх-вниз, вверх-вниз, поднимал он руки, Двигать кончиком языка вверх-вниз
поел вкусного варенья и побежал гулять Варенье – передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба
Перелез через забор, Забор – зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны
скатился с горки и вдруг увидел красивую бабочку. Горка – губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается
Бабочка села ему на нос. Гном поморщился, бабочка и не подумала улетать Нос поморщить
Гном попытался сдуть её с носа. Так с бабочкой он играл целый день. Язык лопатой, подуть на кончик языка
Наступил вечер. Гном скатился с горки, перелез через забор и вернулся в дом. Горка Забор
Открыл кран, пустил воду, послушал, как она поёт свою песенку, Произнести звук с-с-с
умылся, почистил зубы, Щётка – кончиком языка почистить нижние зубы
задул на ночь свечу, Трубочка – зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперёд, как при звуке У
и лёг спать. Лопата – положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении 

 

 День рождения Винни-Пуха

Жил-был Вини Пух. Толстячок – надуть обе щёки
Вышел он на крыльцо, зевнул, посмотрел на солнышко, Кончик языка потянуть к носу
на зелёную травку, на голубое небо, на цветы у крыльца, Двигать языком вверх-вниз
на домик Пятачка, на домик Иа-Иа Двигать языком вправо-влево
«Какая чудная погода!» - воскликнул Пух и улыбнулся. Тут он вспомнил, что у него сегодня день рождения. Решил Пух приготовиться к приходу гостей: Улыбка
покрасил потолки, Маляр – широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языком назад-вперёд (от зубов к горлу и обратно).
оконные рамы, Варенье широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.
взял острый гвоздик и Иголка – сильно потянуть кончик языка вперёд
прибил к стене свой портрет. Молоток – напряжённым кончиком языка постучать в бугорки за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук т-т-т – сначала медленно, затем постепенно убыстряя темп
Красивым и уютным стал его дом. Улыбаться
Испёк Вини печенье, Лепёшки – широкий передний край языка положить на нижнюю губу
пирожки, Пирожок – широкий язык положить на нижняя губу, затем боковые края языка поднять и свернуть в пирожок
ватрушку, Покусать язык
намазал её сверху вареньем. Вкусное варенье
Поставил на стол блюдца и стал ждать гостей. Блюдце – высунуть язык. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу
«Как это здорово, когда к тебе приходят гости!» - воскликнул Пух, улыбнулся и сделал фокус. Фокус – высунуть язык. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, дуть на кончик носа.

 

Маша и медведь

Однажды зимой Маша пошла в лес кататься с горки на санках. Один раз скатилась, другой раз, и пошла Горка – широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Санки – боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, спинка прогибается вниз, кончик свободен. Язык двигается вперёд-назад, боковые края языка скользят по коренным зубам.
гулять. Шла-шла, на избушку набрела. Толстячок
Зашла и видит: большой стол посреди избы стоит, Грибок – прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удерживать в таком положении на счёт от 1 до 5-10.
на нём чашки стоят. Чашечка – боковые края и кончик языка поднять, среднюю часть спинки языка опустить, прогнуть книзу
Маша была хозяйственная девочка. Напекла Маша Лопатка
блинов, сделала лепёшек много-много с тонкими краями. Пожевать края языка
Вдруг открывается дверь, и входит медведь. Открыть рот
Маша испугалась и зажмурилась от страха. Зажмуриться
Медведь нахмурился и осмотрел дом. Он увидел Нахмуриться
на столе порядок, чашки стоят, Чашечка
блины в тарелке остывают с вареньем, Вкусное варенье
пирожки в миске лежат, хозяина дожидаются. Пирожки
Медведь улыбнулся и говорит: «Не бойся, девочка, я отвезу тебя домой!». Посадил Машу в санки и повёз в деревню. Улыбка. Поцокать языком под верхней губой.

 

Колобок

Замесила как-то бабка тесто: и руками его мяла, и раскатывала, и ложкой мешала. Пожевать язык
Стало тесто подниматься и пузыриться. Бабка скатала красивый колобок, испекла его в печи и оставила его на подоконнике остужаться. Катушка – широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка языка выгибается, язык «выкатывается» вперёд и убирается вглубь рта.
Лежит колобок, отдыхает. Решил Колобок посмотреть, что же на улице происходит? Открыл ставни и свесил ножки на улицу. Язык перешагивает через зубы. Лопатка
Вдруг, откуда ни возьмись, Волк бежит. Громким голосом пугает всех. «Колобок, я тебя съем!» - закричал Волк пронзительно. Оскал - Покусать верхние и нижние губы
Принюхался Волк, поводил носом вправо-влево – вкусно пахнет Хоботок
Попытался языком до Колобка дотянуться, длинный язык у Волка, вот-вот дотянется. А Колобок проворней оказался, ножки убрал, а ставни хлоп – и закрылись. Так Волку язык и прищемило. Иголка к носу Оскал Прикусить язык
Завыл Волк дурным голосом и бросился бежать куда глаза глядят. Колобок тем временем опять на подоконник влез и ножки свесил, лежит и посмеивается, на дорожку поглядывает. Лопата Часики

  Делу время, потехе час

Жили в лесу зверушки, каждый занимался своим делом. Ёжик, ни головы, ни ножек, собирал грибы на опушке. Грибок
А лисички-сестрички и зайчики-побегайчики решили построить качели на полянке. Качели
Стали они строить качели: взяли гвозди, да не один, а целую дюжину. Один, другой, третий – много гвоздей… Иголочка
Взяли доску широкую – широкую, без сучков и без задоринок, Лопата
затем взяли каждый по молотку и стали заколачивать гвозди. Трудно строить качели. Тук, тук, тук. Качели получились на славу! Молоток
Всё хорошо, осталось только покрасить качели. Краску раздобыли красную, жёлтую, зелёную – и покрасили качели. Маляр
Сели звери на качели, весело им, смеются, радуются. Вдруг увидели идёт Индюшка – болтушка. Индюк
- Что вы делаете? – спрашивает. - На качелях качаемся, иди, с нами играть будешь. Улыбка
Зверюшки так громко и заразительно смеялись, что, услышав эти звуки, к ним подошла большая мудрая Лошадь. Очень ей захотелось тоже покататься на качелях. Лошадь с трудом залезла Лошадка
на качели. Медленно со скрипом качели стали раскачиваться: вверх-вниз, вверх-вниз. Замечательные качели! Молодцы, зверюшки! Хорошие качели построили! Качели Улыбка

 

Сказка про котенка

Жил-был Котёнок, но не было у него друзей. Однажды утром он проснулся, потянулся, размял лапки. Киска – широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается.
Затем умылся, облизав свою мордочку сначала от усов к носу, а потом наоборот, почистил зубки … И пошёл искать друга. Варенье Щётка – широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз.
Шёл-шёл, шёл-шёл по тропинке и по травке, по кочкам и по Часики
лужам, видит, грибок растёт. Грибок
- Грибок, будь моим другом!- попросил котёнок. - Не могу, я бегать не умею, - грустно ответил грибок. Сорви грибок
Побрёл котёнок дальше. Видит, Лошадка скачет. Лошадка – цоканье языком
- Тпру-тпру!!! Остановись, Лошадка! – громко закричал Котёнок и робко спросил: «Будь моим другом!». Но Лошадка не услышала его тихого голоса и поскакала дальше. Фырканье – широкий расслабленный язык положить между губами. Дуть на язык и губы так, чтобы они вибрировали. Следить, чтобы губы не напрягались, щёки не раздувались, язык губами не зажимался. Лошадка
Идёт Котёнок дальше, увидел сердитого индюка, который ругал своего индюшонка, испугался и убежал. Индюк – производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживая губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышатся звуки бл-бл.
Видит, дятел на дереве червяков добывает. Стучит по дереву и стучит. «Наверное, ему некогда со мной дружить, он на работе», - подумал Котёнок и пошёл дальше. Дятел – произнести звук д-д-д
Идёт по дорожке. Вдруг видит, Щенок сидит и плачет Часики
- О чём ты плачешь? Давай дружить! – предложил Котёнок. Обрадовался Щенок, громко залаял и побежал за Котёнком, весело виляя хвостиком. Звукоподражание

 

Приключения язычка

ЛЯГУШКА И СЛОНИК

Жил-был маленький Язычок. У него были друзья: ля­гушка и слоник.

Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в сло­ника.

Описание упражнения: на «раз» - улыбнуться, пока­зать сомкнутые зубки, удерживать губы в таком положении; на счёт «два» - сомкнутые губки вытянуть вперёд и удерживать в таком положении. Чередовать движения «лягушка - слоник» под счёт «раз-два». Повторить 5-6 раз.

КИСКА СЕРДИТСЯ

  1. У Язычка была любимая кошечка. Когда киска сер­дилась, то выгибала спинку.

Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку.

Описание упражнения:улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а бо­ковые края языка прижать к верхним коренным зубам.

Удерживать язык в таком положении под счёт до восьми, потом до десяти.

  1. Киска любила, когда ей гладили спинку. Тогда она переставала сердиться и становилась доброй. Давай погладим киску.

Описание упражнения:язык в положении «сердитая киска»; прижать его верхними зубами и «почесать» в на­правлении от корня языка к кончику. Повторить 5-6 раз.

Выгляни в окошечко -

Там увидишь кошечку.

Кошка спинку выгнула

Зашипела, прыгнула...

Рассердилась киска -

Не подходите близко!

ПАРУС

Возле дома Язычка протекал весёлый ручеёк. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить её в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки.

Описание упражнения:улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удерживать язык в таком поло­жении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.

МАЛЯР

Пустил Язычок лодочку в ручеёк, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывёт. Вдруг Язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. Давай покажем, как маляр крышу красил.

Описание упражнения:улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт до восьми.

ГРИБ

Пока Язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился Язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился

Язычок посмотреть и увидел, что это гриб. Давай пока­жем, какой гриб увидел Язычок.

Описание упражнения:улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (присосать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу

«приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медлен­но пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу.

Под берёзой, у дорожки

Гриб растёт на толстой ножке.

Мимо мы пройти не сможем,

Гриб в лукошко мы положим.

ДЯТЕЛ

  1. Насобирал Язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх - а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. Давай изобразим, как стучит дятел.

Описание упражнения:улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить звуки: «д-д-д...». Выполнять 10-20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал.

  1. Потом дятел стал стучать по-другому: «Д-дд, Д-дд...» (выделенный звук произносится сильнее). «Постучи» и ты так языком 10-15 секунд.
  2. А потом вот так: «дд-Д, дд-Д...». Выполнять 10-15 секунд.

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук

Раздаётся громкий звук.

КОМАРИК

Послушал Язычок, как дятел стучит, и дальше пошёл. Вдруг кто-то тонко запищал над его ухом, и Язычок почувствовал, что кто-то укусил его за брюшко. «Ах ты, злой, проворный комарик!» - закричал Язычок и стал ловить комара. Давай покажем, как звенел злой комар.

Описание упражнения:улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично.

ГАРМОШКА

Не поймал Язычок комарика и грустный пошёл дальше. Вдруг он услышал весёлые

звуки гармошки. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» - подумал Язычок

и побежал на полянку.

Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке весёлые песенки наигрывает. Давай

и мы сыграем на гармошке.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу. Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4-5 раз.

ЗАВЕДИ МОТОР

  1. Сыграл зайчик свою весёлую песенку и говорит Язычку: «Помоги мне завести

мотор в машине, а я тебе за это дам порулить!» И стал Язычок помогать зайцу мотор

заводить. Давай и мы попробуем завести моторчик.

Описание упражнения:улыбнуться, широко открыть рот, поднять язык вверх,

с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и произносить: «дын-дын-дын...» (сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее). Повторять в течение 5-10 секунд.

  1. А теперь давай заведём мотор вот так: «ДЫН - дын, дын; ДЫН - дын, дын...» (выделенный слог надо произносить сильнее, делая на него ударение). Повторить 4-5 раз.

Помог Язычок зайчику мотор завести, и поехали они к зайчику на огород поливать капусту.

 

Сказка о язычке

Жил-был маленький язычок. У него был очень уютный домик. Твой ротик. Каждое утро он просыпался, благодаря своим любимым часам. Его часики работали так:

Тик-так, тик-так,

Язычок качался так,

Словно маятник часов

Ты в часы играть готов?

Покажи как работают часики: улыбнись, открой ротик, двигай язычком то к левому, то к правому углу рта. Сделай 5 раз.

Проснулся язычок и пошел чистить зубки. Помоги ему: улыбнись, открой рот, кончиком языка сильно «чисти» (води влево-вправо) за нижними зубами, а потом за верхними зубками. Не спеши,чистить зубкинужно минимум 2 минуты (7-8 раз).

Захотелось язычку приготовить вкусный завтрак. Подумав немного, он отправился месить тесто для блинов. Чтобы помочь ему нужно улыбнуться, открыть ротик и покусать язык зубами: ТА-ТА-ТА-ТА-ТА…., а потом пошлепать язычок губами: ПЯ-ПЯ-ПЯ….

Тесто получилось как надо и напек язычок вкусных блинов! Хочешь посмотреть каких? Тогда улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу и удерживай его неподвижно под счет взрослого до пяти-десяти.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке.

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

Достал язычок к блинчикам вкусное малиновое варенье. Да испачкал губы. Надо их аккуратно облизать. С улыбкой, не закрывая ротика, «слизни» варенье с верхней губы.

Блин мы ели с наслажденьем—

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

чтобы выпить чая, язычок превратился в чашку! Не веришь? А ты попробуй сам! Ну-ка, улыбнись, открой рот, высуни язычок и потяни его к носу. Старайся поддерживать бока языка поднятыми, не поддерживай их верхней губой. Вот-вот-вот, получилась чашка. Сколько сможешь удержать? Давай-ка до пяти…

Вкусных мы блинов поели,

Выпить чаю захотели.

Язычок мы к носу тянем,

Чашку с чаем представляем.

Хорошо позавтракал Язычок! Решил теперь он прокатиться на машине! А ты знаешь, как ехать на машине? Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх и с силой ударяй кончиком языка по бугоркам за верхними зубами, произнося: ДЫН-ДЫН-ДЫН…. Повторяй сначала медленно, а потом быстрее и быстрее, секунд 15.

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит.

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын»— гудит мотор!

Рядом с машиной сидела кошка. От звука мотора она испугалась и рассердилась. Как кошечка сердится? Улыбнись, открой рот, кончик языка упри за нижние зубки, «спинку» выгни, а боковые края языка прижми к верхним коренным зубам. Удержи язычок в таком положении под счет до восьми— десяти.

А теперь успокой киску— погладь ее. Сначала, покажи, как она сердилась, прижми язык верхними зубами и «почеши» его зубами от корня языка к кончику. Повтори пять-шесть раз.

Взял он киску с собой и поехал. Едет мимо окраины леса. На суку сосны сидел веселый дятел и стучал клювом по дереву. Улыбнись, широко открой рот, подними язык вверх. Кончиком языка с силой ударяй по бугоркам за верхними зубами: Д-Д-Д…. Стучи сильно только кончиком язычка, следи чтобы сам язык не прыгал.

Дятел на стволе сидит,

Клювом по нему стучит.

Стук да стук, стук да стук—

Раздается громкий звук.

Навстречу язычку скакала лошадка. Слышишь, как стучит она копытами? Улыбнись, открой рот, громко и энергично пощелкай языком. Старайся, чтобы «прыгал» только язычок, и следи, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Я веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко—

Стук копыт услышишь звонкий.

А внизу в пруду с удивлением увидел язычок Бегемотиков!

Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А потом закроем рот – Отдыхает бегемот.

Пока он любовался бегемотиками, погреться на желтый песчаный берег приползла змея. И, любовавшись бегемотиками, стала высовывать язык, изо всех сил, как можно дальше, вытягивая язычок изо рта и снова пряча его. И так раза четыре точно.

Подражаем мы змее, С ней мы будем наравне: Высунем язык и спрячем, Только так, а не иначе.

Хорошо отдохнул язычок. Вернулся домой. Открыл окошко (широко открыть рот), проветрил комнату и лег спать. Завтра снова поедет гулять!

Тут и сказки— конец, а кто слушал и делал— Молодец!