Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Ленинского района г. Минска

Государственное учреждение образования
«Средняя школа №17 г. Минска»

Вот как можно заподозрить конфликтную ситуацию:

  • Ребенок стал терять интерес к учебе. Ученик начальной школы не хочет идти на занятия вообще, более старший ребенок явно пренебрегает каким-то предметом. Ребенок "забывает" сделать задание, оставляет дома учебник и тетрадь - пытается вести себя так, как будто этого урока не существует.
  • Ребенок неадекватно реагирует на вопросы о каком-либо предмете или учителе. Раздражается, изменяется в лице, замыкается в себе.
  • Ребенок рисует карикатуры на определенного учителя, уродует учебник по конкретному предмету, его тетрадь грязнее, неряшливее обычного.
  • Когда вы приходите с собрания, он исподволь или прямо интересуется, была ли "химичка", "русичка" и т.п. и что она говорила.
  • У ребенка портится успеваемость по определенному предмету. Он может скрывать свои тревоги за внешним безразличием ("мне плевать", "я не собираюсь быть инженером" и т.п.). У него понижается самооценка, падает уверенность в себе ("я не способен к математике", "из меня не выйдет художника" и т.п.). Классный руководитель или учитель делает записи в дневнике ребенка о плохом поведении на уроке.

Если вы заподозрили школьный конфликт, поговорите с ребенком начистоту. Прежде чем начать разговор, определите его задачу. Если вы соберетесь провести воспитательную беседу на тему: "Учитель всегда прав, а ты должен учиться несмотря ни на что, и вообще, сам виноват...", то ребенок замкнется и вы ему ничем не сможете помочь. Цель вашего разговора - дать ребенку возможность высказать то, что его тревожит. Только после того, как эмоции будут выражены (какими бы неадекватными они ни показались), ребенок сможет принять от вас помощь в конструктивном решении проблемы.

Внимание! Какое бы мнение о данной ситуации ни сложилось у вас заранее - забудьте его. В конструктивной стадии ваша задача - разбор ситуации вместе с ребенком. Главные вопросы, на которые вы будете отвечать вместе, "Почему?" и "Зачем?". Попросите ребенка вспомнить, когда он впервые почувствовал неприязнь к учителю. Как развивалась ситуация. Будьте внимательны к деталям. Лейтмотив этой беседы можно выразить следующим образом: ни у тебя, ни у учителя нет злого умысла, нет тяги к взаимному уничтожению. Просто вы в чем-то не понимаете друг друга и не можете договориться.
Возможно, ребенок будет согласен на ваш визит в школу. Воспользуйтесь этой возможностью. Если ребенок не хочет, чтобы об этом узнали одноклассники, выполните его просьбу - придите в школу после уроков, общайтесь с учителем наедине.
Если ребенок не против, поговорите с учителем. Стратегия поведения примерно такая же, как и при разговоре с ребенком. Ваша задача - активно слушать. С учителем это еще проще, чем с ребенком, поскольку педагог - профессия разговорчивая.

В заключении хотелось бы еще раз напомнить, что любой школьный конфликт следует воспринимать как повод дать ребенку очень важный жизненный опыт. Обучая ребенка разрешать сложные ситуации, вы делаете его уверенным в себе и стрессоустойчивым. Помните и о том, что большинство детей переносят свое отношение к учителю на преподаваемый им предмет. Помогая ребенку справиться с конфликтом, вы снимаете барьеры в обучении.