Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Ленинского района г. Минска

Государственное учреждение образования
«Средняя школа №17 г. Минска»

Посредничество учителя в конфликте

В своей педагогической практике школьный учитель может столкнуться с необходимостью уладить конфликт, вспыхнувший между учениками, родителем и учеником, учителем и дирекцией школы. В таком случае педагог может помочь найти выход при помощи специальных действий посредничества.

Посредническая роль отличается от роли судьи или арбитра. Их деятельность направлена на то, чтобы обоснованно ответить на вопрос: кто прав и кто виноват. Посредник в конфликтной ситуации развивает и укрепляет конструктивные элементы в общении и взаимодействиях, улаживает конфликт. Посреднику нельзя принимать точку зрения ни одного из конфликтующих, необходимо быть нейтральным относительно объекта конфликта. Важно также сохранить спокойное, сбалансированное настроение и не попасть под воздействие негативных эмоций участников.

Методика посредничества в конфликте состоит из четырех шагов

1 шаг «Найдите время, чтобы поговорить»

На данном этапе посредник помогает участникам договорится о времени и месте переговоров.

Помните при этом, что должны выполняться следующие условия:

  1. разговор должен быть длительным(2-4часа);
  2. помещение выбирается так, чтобы исключались различные помехи;
  3. время разговора определяется таким образом, чтобы ни один из участников не был им ограничен.

Когда вы договариваетесь о переговорах, для участников необходимо сформулировать два главных правила запрета.

Первое: если переговоры начались, запрещается выходить из комнаты раньше, чем закончится условленное время. Нельзя выбегать, хлопая дверью, нельзя говорить фразы типа: «Я вообще не хочу об этом говорить!», «Ну, теперь все ясно, о чем здесь можно говорить?!», «Я вижу, что меня здесь не поймут!»

Второе: запрещается использовать «силовые приемы»(заставлять другого человека уступать сдаваться).Нельзя унижать и оскорблять партнера по общению.

2 шаг «Спланируйте организацию»

В самом начале разговора важно: правильно «запустить».Установка, которую вы осуществляете на переговорах, заключается в том, что вы не заставляете ни одного из учеников полностью отказаться от собственной позиции. Вместе с учениками вырабатываете новую позицию, в которой будут учтены позитивные моменты всех конфликтующих сторон. Никто не должен быть обижен! Ваши переговоры будут успешными в том случае, если ребята уйдут уверенные в том, что к мнению каждого из них прислушались при разработке общего соглашения.

Знайте, что в предстоящих переговорах надо – избежать трех основных ошибок.

Первая ошибка: «Либо выиграешь, либо проиграешь»Иллюзия того, что только одна из конфликтующих сторон может быть права в конфликте, а другая всегда не права, мешает людям договорится. Действительно, никому не хочется признать себя неправым. Если вы увидите, что взаимодействие между ребятами принимает направление «Я прав, ты не прав»,объясните им ,что здесь нет правых и виноватых. Каждый человек имеет право стремится к собственным целям и удовлетворять свои желания, важно только добиваться этого так, чтобы учитывать цели и желания других.

Вторая ошибка: «Ты- плохой человек».Часто конфликты между людьми разрешаются неконструктивно потому, что один из участников доказывает себе и другим, что его противник- плохой человек и что конфликт вызван тем, что у партнера тяжелый характер.

Третья ошибка: «Камень преткновения»Возможно, в процессе переговоров выяснилось, что объект конфликта- довольно серьезное препятствие к достижению соглашения. Тогда у многих присутствующих может возникнуть ощущение, что необходимо либо терпеть, либо разорвать отношения.

3 шаг «Выговорись»

На этом этапе перед участниками конфликта и перед вами как посредником стоит задача: выявить объект ссоры и сформулировать проблему. Дайте возможность выговориться, полностью высказать свою позицию и выслушать позицию другого. При формулировании проблемы учите детей быть доброжелательными друг к другу, показывайте, что надо уважать достоинство друг друга.

4 шаг «Соглашение»

В разговоре наступает момент, когда участники выговорились, «облегчили душу».Они психологически готовы к примирению. Они успокаиваются, снижается напряженность. Им самим надоело, ссорится или они просто устали. Но в любом случае наступает момент для составления соглашения.

Несколько полезных советов для посредников в конфликтной ситуации.

Совет первый: подготовьтесь к посреднической роли. Действительно, посредничество в нашей педагогической практике- дело непривычное.

Совет второй: стимулируйте диалог. Если кто-то из подростков замолчал, задайте ему нейтральный вопрос. Если разговор зашел в тупик, можете повторить одну из последних сказанных фраз: «Сережа, ты сказал, что…»

Совет третий: поддерживайте тенденцию к позитиву, который начал проявляться в разговоре. Укрепите возникшее взаимопонимание, покажите ребятам способы, помогающие им лучше понять друг друга.

Совет четвертый: не принимайте решения сами, а только осторожно поддерживайте диалог. Выработка соглашения- задача, которую ребята должны решить самостоятельно.