Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Ленинского района г. Минска

Государственное учреждение образования
«Средняя школа №17 г. Минска»

Молодому специалисту

Как войти в класс

Как войти в класс и вернуться оттуда живым через сорок пять минут или несколько практических советов молодому преподавателю.

Не так много прошло времени  с того момента, как в наших школах прозвенел звонок и начался новый учебный год, а вместе с ним и незримая битва. Битва за знания, за человеческие души, а в конечном счете, за наше будущее. На войне – как на войне. Довольно уверенно держится старая обстрелянная гвардия в лице маститых, отягощенных званиями и категориями педагогов. А это кто там идет нестройными рядами, озираясь по сторонам и везде ожидая подвоха? Это «салаги», студенты, проходящие педпрактику, или молодые учителя, которые не так уж далеко ушли от этих самых студентов. Они еще полны радостных надежд и желания с головой окунуться в работу. Их старшим товарищам вполне по силам помочь молодому специалисту не спасовать перед первой же трудностью и не потерять навсегда желания сеять разумное, доброе, вечное.

Вспомните реакцию великого Арнольда Шварценеггера на окруживших его деток в фильме «Полицейский из детского сада». Бравый Арни, пачками укладывавший террористов направо и налево, с обезумевшими от ужаса глазами, не нашел ничего лучшего, чем гаркнуть банальное «shut up». Так как же быть не отягощенному мышечной массой и внушительным видом студенту-четверокурснику (а тем паче студентке), который собирается провести первый в своей жизни урок и наивно полагает, что эти цветы жизни с готовностью будут все сорок минут впитывать заботливо подобранный в течение последних трех бессонных ночей материал?

Анекдот в тему:

Мам, а можно я завтра в школу не пойду?
Почему, Вовочка? Да ну! Сережка опять будет портфель отнимать, Димка – подножки ставить, а Светка – обзываться!
Ну что ты, Вовочка, возьми себя в руки, ты же всё-таки директор школы.
Войти всё-таки придется.

У студента, да и у молодого учителя, которому завтра придется давать первый в жизни урок, наверняка в душе то же самое, что и у укротителя тигров перед выходом на арену. Дверь закрывается, и ты остаешься один на один с несколькими десятками пар изучающих тебя глаз. Подмечается всё: как ты одет, твоя походка, легкость и непринужденность движений, дрожь в голосе. И, как на зло, именно в этот момент подворачивается каблук, неловким движением со стола сметается ваза с букетом цветов, а вместо того, чтобы начать урок с обычного оргмомента (т.е. : «Здравствуйте, садитесь. Кто дежурный? Кого нет в классе?»), ты начинаешь с первой минуты радостно делиться с учениками всей заложенной в тебя пятилетним обучением в пединституте базой знаний.

Отсюда правило первое: прежде чем войти в класс, остановись перед дверью, сделай несколько глубоких вдохов (не забывая при этом и про выдохи), сосчитай медленно до десяти и только после этого открывай дверь. Однако входить подожди: убедись, что после открытия двери тебе ничего не упадет сверху на голову. Если ты вошел, а в классе темно и подозрительно тихо, то не спеши лихорадочно бить рукой по выключателю, сначала посмотри, не залеплен ли он скотчем. И не забудь про жвачку! Нет, тебе не надо освежить дыхание, просто внимательнее посмотри на стул, на котором тебе придется сидеть. Иначе сидеть на нем придется довольно долго.

Ну хорошо, первый этап пройден. По одежке тебя встретили. Но провожать-то будут по уму.

Слово не воробей, само из кармана не вылетит

Быль от Сергея Анатольевича.

«Практика в школе. Урок в седьмом классе. На ватных ногах дохожу до учительского стола, твердо помня советы своего методиста, произношу ритуальные фразы, как вдруг встает юный ангелок со второй парты и произносит коронную фразу: «Оп-па, студент!». Тогда я не нашел что сказать. В результате все сорок минут в классе стоял невообразимый шум и ученики занимались чем угодно, только не уроком».

Отсюда правило второе: не лезь за словом в карман. Да, на их стороне численный перевес, но его нужно компенсировать своей находчивостью, ведь чему-то же тебя учили пять лет! Заготовь на всякий случай несколько универсальных фраз типа «сам такое слово», «хамишь, парниша», «вот ты меня не слушаешь, а этот материал будет на экзамене». Возьми на вооружение рекламные слоганы (ведь должна же реклама и пользу, наконец, приносить). Восклицание «Оп-па, студент!», вполне возможно парировать: «Да, студент, только тебе это не грозит». Если кто-то вдруг посреди урока достанет бутылочку с прохладительным напитком, то его можно урезонить чем-нибудь вроде: «Имидж - ничто», и т. д.

Итак, ты завладел вниманием. Общественное мнение склоняется к тому, что ты «в принципе ничё учитель». Осторожно! Рано почивать на лаврах! Внимание еще нужно удержать. При этом главное не впасть в крайность и не стараться быть «своим в доску».

Держи дистанцию

Из опыта бывалого преподавателя.

«Пол-урока прошло нормально. А потом они как с цепи сорвались! Я и так и сяк – ничего не помогает. И когда я уже исчерпал весь запас увещеваний и угроз, я просто вскочил на свой стол! На детей это произвело неизгладимое впечатление, они впали в какое-то оцепенение, видимо переваривая что случилось. Зато я спокойно довел урок до конца». Он-то урок довел до конца, но после этого случая, когда в классе опять стоял шум, добрые дети, видя тщетность попыток учителя привести их в чувства, давали совет: «А вы прыгните на стол, мы и успокоимся».

Отсюда правило третье: соблюдай дистанцию! А для этого совсем необязательно забиваться подальше в угол или скакать по партам. Достаточно «поставить» себя. Не только показать детям какие требования к ним предъявляются, но и жестко контролировать выполнение этих самых требований. Стоит только раз уступить назойливым просьбам отпустить пораньше, задать поменьше, и т. д., как можно смело ставить крест на своей репутации: класс очень остро чувствует твою слабину и всегда бьёт именно туда.

У них, оказывается, есть еще родители

Но вот уроки окончены. Казалось бы можно расслабиться, отдохнуть. Не тут то было! Не забывай, что после уроков класс распадается на три десятка вполне самостоятельных личностей, у большинства из которых есть папа и мама, а они души в своем «произведении» не чают, считают его самым-самым. И самым вежливым, кстати, тоже. Родители долго не могут взять в толк, о каком это монстре сейчас рассказывает учитель? И когда до них доходит, что речь идет как бы об их чаде, с негодованием отметают ваши жалкие доводы: «Что? Чтобы мой (Васенька, Коленька, Мишенька)… Да ни за что! Да он такой (умница, хозяйственный, добрый – нужное подчеркнуть)».

Страшилка от Светланы Петровны

Во время урока в классе возникла конфликтная ситуация по весьма незначительному поводу. Всё кончилось тем, что мальчик пообещал привести отца. Ну ладно. Отца так отца. Кончается последний урок, сижу одна в классе. Открывается дверь и на пороге возникает нечто шкафообразное, держащее за руку того мальчика. Я мысленно прощаюсь со своими родными, ибо понимаю, что сейчас меня будут бить. Пришлось призвать на помощь всё свое красноречие и убедить папашу, что я и пальцем не трогала его отпрыска. В конце концов папочка был удовлетворен моим изложением происшествия и выдавил: «Ну ладно, вы только это… по голове его не бейте». Занавес!

Отсюда правило очередное: не забывай, что у детей обычно бывают родители. Прежде чем поругать ребенка похвали его, найди хоть какое-нибудь достоинство и начни беседу с мамой именно с этого, и как бы невзначай, вскользь упомяни, что не мешало бы и уроки время от времени выполнять и на партах не писать и соседку за косичку не дергать.

Будь человеком

Ну а если серьезно, то будь прежде всего Человеком. Не повышай без особой на то необходимости голос, уважай этого человечка, который так доверчиво смотрит тебе в глаза. Не хами сам, да не хамим будешь. Помни, что именно от тебя во многом зависит будущее твоего ученика.

Как анализировать свой собственный урок

Первое что делать должен учитель, анализирующий свой урок, - определить его место в теме и в будущем курсе, а так же задать себе вопрос, насколько ясным это место для учащихся после урока.

  1. Попытаться соотнести поставленные цели урока для учащихся и для учителя с достигнутыми на уроке и определить причины успеха или неудачи.
  2. Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи материала, научность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умением, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).
  3. Ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету.
  4. Подумать насколько оптимально был выстроен урок? Соответствовал ли он вашим интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развития учащихся, специфике класса? Адекватна ли была организация деятельности учащихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям урока?
  5. Попробовать оценить степень активности учащихся на уроке. Сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманны их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось.;

При этом надо руководствоваться непреложным правилом    недоступности оценки личности ученика при оценке его работы, сравнивая его с другими учащимися данного класса, с другими классами.

  1. Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всем его протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых знаний», до чего «додумались» сами учащиеся?
  2. Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учебный материал?
  3. Очень важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью учащихся. Надо постараться оценить, как эта работа была организована на уроке, как контролировалась домашняя работа учащихся? Весь ли труд учеников был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?
  4. Поставить перед собой вопрос и постараться ответить на него: как задавалось домашнее задание? Был ли инструктаж деятельным и четким? Было ли проверено, как учащиеся его записали? Продумана ли его проверка?
  5. Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения.
  6. Наконец, немаловажным является настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих изменений? Что теперь, после того, как урок прошел, целесообразно было бы изменить в нем? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?

Надо помнить, что многие неудачи урока связаны с настроением учащихся после предыдущего урока. Поэтому далеко лишне постараться узнать о проблемах учащихся еще до своего урока. Они живые люди, и на их настроение и желание работать могут оказать влияние многие факторы, о которых мы можем просто не догадываться.

И еще необходимо помнить о том, что, каким бы ни был урок, требовалось определенное мужество, чтобы его провести, наличие его сыграло немаловажную роль в тех достоинствах, которых урок обладал.

Правила педагогической гигиены

  • Пришел на работу – сделай умное и благородное лицо.
  • Деньги и педагогика мало совместимы.
  • Пусть все манекенщицы мира, увидев вашу улыбку, подадут в отставку.
  • Одевайтесь так, чтобы никто не сказал вслед: «Вон учительница пошла!»
  • Не заходите к учащимся в душу, если вас об этом не попросят.
  • Идите на урок с радостью, выходите с урока с приятной усталостью.
  • Не спите на уроке: дурной пример заразителен.
  • Во время опроса изобразите на лице предельный интерес.
  • Если вы умеете самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга учащихся, то можете считать, что половина дела уже сделана.
  • Шутите до тех пор, пока не научитесь.
  • Помните: плохой врач может забрать жизнь, плохой учитель – испепелить душу.
  •  Каждый раз, когда хочется нагрубить кому-то – считайте до миллиона.
  • Любите кого-нибудь помимо работы, и тогда будет все в порядке.
  • Если к вам пришли на урок, вспомните, что вы актриса, вы лучший педагог страны, вы самый счастливый человек.
  • Гордитесь своими ошибками, и тогда их у вас будет меньше.
  • Высшим проявлением педагогической успешности является улыбка на лицах детей.
  • Помните: хорошие педагоги живут долго и никогда не болеют.
  • Постарайтесь всегда быть здоровым, даже если в это никто не верит.
  • Помните: если ваш голос становится угрожающе хриплым, значит, вы делаете что-то не так.
  • Хорошо, если поздним вечером, когда вы вспоминаете своих учеников, лицо ваше озаряется улыбкой.
  • Любите свою администрацию так же, как и она вас, и вы проживете долгую педагогическую жизнь.

Советы бывалых

НеВРЕДНЫЕ советы, которые могут и НЕ помочь молодому учителю

  • Не ходите на педсоветы, вы всегда будете в курсе дел.
  • Не появляйтесь на совещаниях, будете пользоваться авторитетом среди коллег.
  • Не выполняйте своевременно свои трудовые обязанности, тогда вы будете профессионалом в своей работе.
  • Не оформляйте документацию, ваша ответственность не подлежит сомнению.
  • Не заполняйте журналы вовремя, их заполнит кто-нибудь за вас.
  • Не заполняйте вовремя журнал, будет больше возможности поговорить с завучем.
  • Сдавайте документацию не вовремя, ведь вы очень занятой человек.
  • Не отвлекайте завуча своими вопросами! Вы и так все знаете!
  • Не посещайте совещания при директоре, он потом все расскажет в индивидуальном порядке.
  • Не готовьтесь к урокам заранее - решайте все на ходу, не продумывайте свой урок, не определяйте цели – будет больше сюрпризов.
  • Будьте только урокодателем, не будьте личностью, тогда детям будет интересно на ваших уроках.
  • Кричите на детей, они вас будут любить…
  • Не готовьте уроки! Дети сами вас научат.
  • Чаще приходите на урок без подготовки, будет возможность узнать много нового!
  • Позвольте ребенку на уроке рассказать, что нового у него произошло за последние дни… Вы узнаете много нового и урок пролетит незаметно.
  • Никогда не ставьте отметки в дневник, у вас будет возможность еще раз пообщаться с ребенком.
  • Погромче кричите на уроках. У вас разовьется командный голос, и вы сможете поменять сферу деятельности. Пойти служить в армию, например…
    А самое главное…
    Больше оптимизма, все получится!

Еще немного советов

Десять советов молодому учителю.

  1. Не считай школу местом, не совсем достойным применения твоих выдающихся способностей, местом, куда тебя как бы сослали. Школа не нуждается в твоем снисхождении.
  2. Найди себя, свой образ. Учитель индивидуален, иначе не может быть и речи о творчестве.
  3. Не замыкайся в своем учительстве. Люби жизнь в разных её проявлениях. Ты должен быть интересен детям.
  4. Помни о комплексном характере учительского труда. Все имеет значение: и эрудиция, и методика, и внеклассная работа, и психология общения, и любовь к детям, и дисциплина.
  5. Будь оптимистом! Верь! Ужасно, когда учитель не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будящем.
  6. Будь честным и правдивым.
  7. Цени юмор в общении с учениками.
  8. Будь естественным, не притворяйся, не старайся казаться умнее и лучше, чем ты есть.
  9. Не воображай о себе больше того, что ты есть на самом деле. Знай себе цену и будь скромным, не теряя достоинства. Не надо казаться, надо быть.
  10. Обрети гражданскую позицию.