Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Ленинского района г. Минска

Государственное учреждение образования
«Средняя школа №17 г. Минска»

Лабиринт детских страхов

18.03.2022

Природа детских страхов может быть совершенно разной. Появление некоторых страхов ожидаемо в определенном возрасте и является частью взросления, усложнения отношений с миром. К таким ожидаемым страхам можно отнести, например, страх темноты или сказочных существ у дошкольников. Страх темноты мы наследуем от наших далеких предков — это сохраняющий жизнь код поведения, предупреждение о возможной опасности, сигнал «Будь осторожен!».

Другие страхи — это эмоциональный отклик ребенка на травматическую ситуацию, испуг, о котором он не умеет или не может рассказать взрослому. Дети имеют разную степень стрессоустойчивости: то, что для одного ребенка просто неприятное событие, для другого — серьезное эмоциональное испытание. К таким страхам можно отнести страх быть брошенным, страх воды, тревогу перед знакомством с новыми людьми, посещением новых мест, страх закрытых пространств или страх остаться дома одному.

Каждый из нас периодически испытывает чувство тревоги, беспокойства и страха – это одна из сторон нашей психической активности. Но у взрослых есть опыт и знания, которые часто помогают рационализировать происходящее и уменьшить интенсивность переживаний. Дети многого не понимают и переживают намного острее. Зачастую, то, что пугает малыша, взрослому может казаться сущим пустяком. А ведь чувство страха заставляет ребенка переживать по-настоящему сильные эмоции, которые моментально могут завладеть всем его маленьким миром.

Как работать с детскими страхами

Детские страхи, на которые взрослые не обращают внимания, могут в результате принести негативные последствия, такие как проблемы в общении со сверстниками, агрессивность, трудности в социальной адаптации, неврозы и комплексы. Поэтому взрослым важно вовремя обратить внимание на имеющиеся у ребенка страхи, понять, имеют ли они патологический характер, и, в зависимости от этого, самостоятельно постараться помочь ребенку. Если малыш жалуется, что он чего-то боится – это не причина для насмешек или паники, а скорее повод задуматься и поговорить с ребенком, постараться выяснить причину и потом принимать решение о дальнейших действиях.

 Большинство детских страхов имеют временный характер, при своевременном выявлении страхов взрослыми и правильном отношении к ним в скором времени бесследно исчезают. Есть, конечно, и такие страхи (невротические или навязчивые), которые затрудняют нормальную жизнедеятельность ребенка, мешают его развитию и адаптации, распространяются на все сферы жизни – в этом случае лучше обратиться за помощью к специалистам.

 

Заведующий  отделением гигиены детей и подростков Государственного учреждения «Центр гигиены и эпидемиологии Ленинского района г. Минска»

Марина Лемешевская