Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Ленинского района г. Минска

Государственное учреждение образования
«Средняя школа №17 г. Минска»

Родители опять сдают экзамены

Сдача экзаменов – это целое искусство, которое постигается только длительными тренировками, и ваши дети подошли к этому рубежу (особенно 9-классники, для них все только начинается). Сдавать экзамены специально не учат, но некоторые советы, даже вам, прошедшим этот путь, можно дать.

Прежде, чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, бумагу, ручку, карандаш. Психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятий желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно картинки в таких тонах, эстампа, букетика цветов.

Полезно вспомнить – ваш ребенок «сова» или «жаворонок» и в зависимости от этого смириться с тем, какое время (утренние или вечерние часы) он загружает максимально. Не стараться перестроить его на свой лад, но и проследить, чтобы ребенок не оказался известной «стрекозой» из басни И.А.Крылова, которой все-таки придется «плясать на экзаменах».

Проконтролируйте, составляется ли ребенком план на каждый день, который определяет, что именно будет делаться сегодня. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а попросите назвать, какие именно разделы предмета он планирует учить.

Конечно, посоветуйте начинать, пока не устал, пока свежая голова – с самого трудного, что знает хуже всего. Но бывает, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет. Отнеситесь с пониманием, что у ребенка «нет настроения». В таком случае посоветуйте начать с того, что знает лучше, с того материала, который более интересен и приятен. Знайте, что возможно врабатывание - и дело пойдет.

Проследите, присутствует ли чередование работы (40 минут) и отдыха (10 минут), в минуты отдыха можно вымыть посуду, полить цветы, сделать оздоровительную энергетическую зарядку, с которой дети будут знакомиться на классных часах.

В конце каждого дня подготовки, хорошо бы проверить, как усвоен материал (пересмотреть планы ответов или свои шпаргалки, кстати, о шпаргалках разговор будет отдельным). Предложите своему сыну или дочери наиболее трудные вопросы рассказать вам вслух. В психологии установлено, что чем больше различий в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (заучивает к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлечь ее из памяти. То есть, готовиться обычно дома сидя, лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечать на экзамене приходиться, глядя в глаза экзаменаторов, произнося вслух, а не «про себя», как возможно это было при подготовке. Кстати, речь «про себя» отличается от речи вслух, она краткая, сжатая. И чтобы стать понятным другим, ее нужно перевести в слышимые слова, то есть включить память речедвигательную (по-другому заговорить на общедоступном языке). Так вот, если ваш ребенок рассказывает вам вслух, или перед зеркалом, или записывает на магнитофон, то он максимально приближает себя к обстановке на экзамене.

Вообще, при подготовке лучше чаще менять положение тела: сидя за столом, прилечь (но не надолго!), рассказать вам или стоя перед зеркалом, выполнить небольшую обязанность по дому и снова вернуться к учебе, пройтись недолго по улице и опять взять учебники в руки.

Главный совет: учить.

И не только разумно логически, но и механически тоже.

Не следует засиживаться до позднего вечера непосредственно перед экзаменом. Даже у «совы» свежий выспавшийся мозг гораздо важнее. В полусонном состоянии и мысли полусонные, мышление заторможено, и то, что знали хорошо, можно просто не вспомнить. И наоборот, если «голова варит», то можно что-нибудь додумать, вспомнить, придумать.

Проследите за питанием, оно должно быть регулярным. Непосредственно перед экзаменом обязательно покушать, но не перекармливать ребенка. Давно известно, что когда человек испытывает чувство голода (или наоборот переел), его мозг автоматически переключается на это чувство, а это уже отвлекает от мыслительной деятельности.

А теперь про внешний вид. Выглядеть нужно опрятно. Причесаться, умыться и т.д. И даже если постоянный имидж вашего ребенка это – взъерошенность и раскрепащенность, то на экзамен убедите его прийти в хорошем виде – этим изначально располагаете учителя. А это уже полдела. Вспомните мудрость: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Вы, конечно, согласитесь с тем, что учителю наверняка будет приятно думать, что ваш ребенок так прихорошился ради него (пусть это и не так), что ваш ребенок уважает его, как человека, уважает школу. Дорогие родители, дайте несколько советов дочерям и по поводу косметики. Не надо ничего яркого, бросающегося в глаза, никаких красно зелено-синих волос, ногтей, бровей и т.д. Понятно, что хочется выделиться, но экзамен не место, где нужно выделяться чем-то, кроме знаний.

Теперь об одежде. Психологи советуют: «Больше синих и голубых оттенков в одежде». Данные оттенки на подсознательном уровне располагают учителя к себе. Сине-голубые цвета символизируют чистоту, открытость, целеустремленность, сдержанность. Не рекомендуется надевать на экзамен одежду пеструю, контрастную, вызывающую, приходить в майке, шортах и шлепанцах. Поверьте, лучше всего этого не надевать. С родительской мудростью объясните, что это настраивает экзаменатора против вас, что уже чревато последствиями. Кроме того, в такой одежде проблематично спрятать шпаргалки, а это еще один минус (конечно, шпаргалки - это шутка). Хотя можете дать детям советы и по поводу шпаргалок:

  • пусть дети не жалеют сил и времени на «шпоры»;
  • «шпоры» должны быть краткими, четкими, содержательными;
  • в процессе их заготовки, знания систематизируются, выбирается самое главное, находятся опорные слова;
  • пусть дети учатся делать объем шпаргалки минимальным;

и самый главный совет, – уходя на экзамен, не забыть оставить шпаргалки дома (свою положительную роль они уже сыграли). А если ваш ребенок не фокусник, то вряд ли он сумеет воспользоваться ими. Не дай бог - попадется! Лучше сосредоточиться и вспомнить, что же в этой шпаргалке написано.

На экзамен пусть ваш ребенок выйдет пораньше, пройдется спокойно пешком, подышит полной грудью. Напомните, что нужно не забыть взять ручку, часы и все, что говорил взять с собой учитель.

 

 

Желаем удачи!